Back to list

Михаил Цветков

Список
Текст анонса

Михаил Цветков: "Физкультура и спорт перестали быть обязательной сферой в жизни детей"

Карьера Михаила Цветкова в спорте (сначала в качестве легкоатлета, а затем тренера) насчитывает уже около 30 лет. Последние 10 лет он работает старшим тренером в спортивной школе олимпийского резерва в Санкт-Петербурге. Его взгляд одновременно критический и конструктивный: констатируя наличие кризиса в легкой атлетике, он предлагает пути выхода из него. Один из инструментов – типовой турнир «Малыши, вперед!», проект которого разработан Михаилом.

Детальный
Текст Детальный

Находясь внутри легкой атлетики в разных качествах так долго, как бы вы охарактеризовали сегодняшний день этого вида спорта?

Легкая атлетика переживает очень трудные времена, я не припомню ничего похожего на нынешний кризис. Имеет место постоянный негативный фон: тут и отстранение от международных стартов, и непрекращающиеся допинговые скандалы, и взаимные обвинения. На таком фоне как-то забывается, что легкая атлетика – это вовсе не одни только члены национальной сборной команды, а около 200 тысяч постоянно занимающихся этим видом в спортивных школах нашей страны. И большинство из них – подростки.

Вы считаете, что этот негативный фон – главный фактор, влияющий на настроение и приверженность этих спортсменов?

Пожалуй, нет. Это только один из факторов, я не стал бы выделять главные и второстепенные. Можно сказать, что и определенные организационные решения ударили по нашему виду спорта. Очевидно, насколько актуален вопрос детской и детско-юношеской физической культуры и спорта. Но для меня, честно говоря, так и остается непонятным, зачем детский и детско-юношеский спорт был выведен из ведения Министерства просвещения под юрисдикцию Министерства спорта. Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что занятия физической культурой и спортом с детьми в возрасте от 10 до 13 лет или младше – это процесс воспитательный, педагогический. Равно как и то, что спорт высших достижений и детско-юношеский спорт – вещи абсолютно разные.

Что означает на практике такое ведомственное переподчинение?

Оно очень сильно ударило по заинтересованности детей в занятиях спортом как таковым, создало проблемы с набором в спортивные школы. Если буквально пять лет назад силами нашей школы проводились районные соревнования для детей первых – третьих классов, где наши тренеры отмечали перспективных ребят, проводили первичный набор детей, то сейчас этого нет. Тренеров в общеобразовательные школы зачастую просто не пускают для такого набора. А мы как спортшкола «предоставляем услуги по организации тренировочного процесса» в соответствии с четко прописанным федеральным стандартом: шаг вправо – шаг влево не допускается...

Фактически физкультура и спорт стали не обязательной сферой в жизни детей (после выхода из ведения Министерства образования). А это очень серьезная перемена по сравнению с тем, как все было устроено еще совсем недавно.

На это можно возразить, что у родителей и детей появилась большая свобода выбора, в том числе и в отношении тех или иных спортивных занятий.

Это тоже правда. Но в нашем случае родители прекрасно видят всю ситуацию, и даже если кто-то из них сам когда-то занимался легкой атлетикой, даже он сейчас с большим сомнением отдает ребенка. Да, сказывается и конкуренция: для девочек есть более эстетичные гимнастика и фигурное катание, для мальчиков – единоборства типа борьбы или карате, есть игровые виды, плюс развиваются популярные (трендовые) виды, такие как кросс-фит и т. п. Увы, задаваясь вопросом, какие виды спорта предлагают ребенку в районе, родители часто сразу же отметают легкую атлетику. Вид спорта воспринимается как бесперспективный.

Не слишком ли резкое слово «бесперспективный»?

Поясню. Легкую атлетику я бы назвал «долгим» видом спорта – в том смысле, что для достижения определенных результатов нужно потратить немало времени на подготовку, когда тренер вкладывает свои знания и умения в обучение ребенка. Если взять даже уровень кандидата в мастера спорта, то по Единой всероссийской спортивной классификации это звание в легкой атлетике можно присуждать только с 14 лет. То есть нормативными документами зафиксировано: минимум пять лет с начала занятий ребенок не получит звания кандидата в мастера спорта, каким бы талантливым он ни был (не говоря уже о званиях «мастер спорта» и «мастер спорта международного класса»). И родители, и спортивные руководители понимают: ребенок при хорошем раскладе начнет выступать и показывать результаты минимум через пять, а то и через семь – десять лет после начала занятий. Вкупе все это – необязательная сфера жизни (после выхода физкультуры и спорта из-под Минобразования), негативный информационный фон, отсутствие конкретных перспектив в обозримом будущем – разрушительно сказывается на легкой атлетике.

В своей работе вы предлагаете начинать исправлять ситуацию, охватив самых маленьких.

Нужно попытаться пропагандировать легкую атлетику, знакомить с ней детей чем раньше, тем лучше. А родителям объяснять, насколько легкая атлетика разносторонняя, как физическая культура как таковая в раннем возрасте способствует становлению личности человека, его характера и т. д. Я не призываю к зачислению в группы легкой атлетики с пяти лет. Хотя и не вижу ничего плохого, если бы Министерство спорта подумало о том, чтобы вернуть спортивно-оздоровительные группы (так называемые СОГи) и позволить набирать детей с пяти – шести лет. Есть немало тренеров, которые любят и умеют работать с детьми именно этого возраста. И совершенно не обязательно говорить при таком раскладе, что дети занимаются легкой атлетикой – нет, они занимаются физической культурой на базе школы легкой атлетики.

В рамках моей выпускной квалификационной работы в РМОУ была отработана идея по проведению легкоатлетического турнира для малышей (именно турнира, ни в коем случае не соревнований: проигравших и победителей в этом возрасте не должно быть). Это пилотный проект с учетом международного опыта. Теперь очень интересно, насколько удастся его реализовать и насколько широко такие турниры могли бы быть распространены в будущем.

Back to list